+7 (495) 620-08-01

Действуя по ситуации

При словах «ситуационный центр» воображение рисует картину, знакомую по кинофильмам: зал размером с футбольное поле, десятки, а то и сотни операторов, стучащих по клавишам; многозвездные генералы около огромных мониторов, на которых отображается повод, по которому все они тут сегодня собрались, — гигантские волны, готовые снести полконтинента, или приближающийся к Земле инопланетный космический флот.

В жизни, как обычно, все не так красочно, но гораздо интереснее. Ситуационным центрам отводится важнейшая роль в случае возникновения кризисных ситуаций, однако они широко используются и в повседневной работе. При этом за кажущейся простотой скрывается сложная ИТ-система, включающая в себя широкий спектр аппаратных и программных компонентов.

 Аппаратная основа

Функционально ситуационный центр — это инструмент, предоставляющий органам управления актуальную информацию о сложившейся ситуации, позволяющий прогнозировать возможные сценарии ее развития и, соответственно, оперативно рассматривать различные варианты необходимых действий с учетом оценки их возможных последствий.

Разумеется, для решения всех этих задач центрам необходима сложная программно-аппаратная основа.
«С точки зрения интегратора, ситуационный центр — это комплекс программных, аппаратных и инженерных технологий, обеспечивающих всесторонний анализ поступающей информации, оценку происходящего и разработку прогнозов на ее основе», — отмечает Анатолий Семин, директор департамента бизнес-приложений компании RedSys.
Инфраструктура ситуационных центров включает в себя широкий спектр оборудования — каналы доставки больших объемов данных, средства их хранения с соответствующей инженерной инфраструктурой (системами кондиционирования, поддержания влажности, обеспечения бесперебойного электропитания), рабочие места операторов, решения по обеспечению пропускного режима, системы голосования и конференц-связи… И, конечно, те самые огромные дисплеи, на которых отображается ход событий и представляются прогнозы развития ситуации.

Разумеется, в каждом конкретном ситуационном центре могут отсутствовать те или иные компоненты: кому-то не нужны встроенные средства видеоконференции, кому-то — гигантские панели. Что действительно важно, как отметил Виктор Беззубик, заместитель директора департамента ЦОД и инженерных систем зданий и сооружений, это безотказность работы оборудования. «Все должно быть максимально надежным, с многократным дублированием критических мест инфраструктуры», — уверен он. Требование вполне обосновано, ведь пользователями ситуационных центров, как правило, являются топ-менеджеры компаний. Да и особую ценность такие центры приобретают во время природных и общественных катаклизмов. Или сложных бизнес-ситуаций.

СХД, дисплеи… Главное — аналитика

Однако при всей своей сложности и многогранности аппаратная часть, по словам Семина, лишь приложение к софтверным аналитическим решениям. Именно они и делают ЦОД и «примкнувшие к нему» системы ситуационным центром — средством оперативной и всесторонней оценки происходящего, построения прогноза на будущее.

«На основе этих решений мы создаем аналитические панели, позволяющие наглядно увидеть, что происходит в конкретный момент времени, и наблюдать за динамикой процесса, — рассказывает Семин. — Кроме того, средства BI позволяют "поиграть" данными: меняя те или иные параметры, можно посмотреть, что произойдет в том или ином случае, и подготовить несколько вариантов развития событий. Ответственные лица, собравшись в ситуационной комнате, проигрывая сценарии различной степени сложности, могут в режиме реального времени оценить, "что будет, если...". Получая таким образом различные версии происходящего, проще принимать необходимые решения, направленные на то, чтобы события, по возможности, развивались в правильном русле. Если потребуется, выполняется и более долгосрочный прогнозный анализ на основе алгоритмов data mining».

Среди предлагаемых RedSys аналитических платформ есть как проприетарные западные, так и созданные с использованием свободного программного обеспечения, а также российские разработки.

Например, компанией было создано решение для Пенсионного фонда Российской Федерации. Система позволяет топ-менеджерам, для которых она предназначена, отслеживать состояние дел в их сферах ответственности: задолженность по страховым взносам и данные об их уплате и недоимке, доходы и расходы бюджета ПФР, контрольные показатели по распоряжению средствами материнского и семейного капитала и т.д.

Инструменты геоаналитики помогают сделать картину нагляднее: карта страны раскрашивается в различные цвета в зависимости от состояния дел в тех или иных регионах — например, от зеленого в абсолютно благополучных до различных оттенков красного, если результаты работы оставляют желать лучшего. Таким образом, руководители департаментов могут быстро получить отчеты в различных срезах и по различным показателям. Пока в системе не реализованы встроенные средства конференц-связи, позволяющие одной кнопкой вызвать на разговор служащего, отвечающего за определенное направление в конкретном регионе (всего их 85), чтобы обсудить с ним текущую ситуацию, — общение производится по другим каналам.

Аналогичная система внедрена в Ростехнадзоре. Выбор платформы определяется, как правило, общей распространенностью продуктов того или иного вендора в организации, наличием квалифицированных специалистов и действующих контрактов по поддержке.

«Что касается решений на открытом коде или российских, то они вошли в нашу жизнь относительно недавно, отчасти по политическим причинам, — поясняет Семин. — Причем некоторые российские разработки не уступают западным. Например, пермская компания «Прогноз» создала классическую полнофункциональную BI-систему, которую Gartner заслуженно помещает в свои квадранты».

Впрочем, по его словам, у нас в стране есть и более совершенные, хотя и менее известные разработки. Так, RedSys ведет два проекта на базе решения «Полиматика» одноименной московской компании. У системы есть ряд преимуществ, в частности, совершенно невероятная масштабируемость. Это позволяет, например, использовать для анализа не агрегированные, усредненные данные, а исходные, что повышает точность оценки ситуации.

Обычно BI-система взаимодействует с хранилищем данных, которое очищает их, преобразует и т. д. Поэтому при наличии многомерного хранилища объемом 300-500 Гбайт в любой классической системе будут проблемы с производительностью. «Полиматика» же способна работать с исходными данными «на лету». «В одном из проектов мы загрузили 150 миллионов записей, и этот куб можно было "крутить" в режиме реального времени без какой-либо дополнительной обработки, которая, помимо прочего, требует времени — в некоторых случаев до нескольких часов», — утверждает Семин.

Выигрыш в скорости «Полиматика» дает за счет использования графических ускорителей, на которые перебрасывается часть вычислений. В решении есть полный спектр аналитических инструментов, средства создания информационных панелей, средства data mining для прогнозирования — в общем, все, что нужно для построения полноценного ситуационного центра.

Еще одно преимущество «Полиматики» заключается в том, что отечественный вендор, к тому же еще только выходящий на рынок, оперативно реагирует на запросы партнеров и расширяет функциональность продукта в соответствии с их пожеланиями.

Мобильность и виртуализация

Среди тенденций в области ситуационных центров Семин отметил появление решений для мобильного доступа к аналитическим системам. Другой перспективный путь развития — построение «распределенных» ситуационных центров, позволяющих топ-менеджерам изучать информацию и принимать решения, не покидая своих рабочих мест.

Идея создания «виртуального ситуационного центра» лежит на поверхности, замечает он, и, возможно, реализация такого центра будет даже проще и дешевле. Пресловутые «огромные комнаты с большими экранами» пока более популярны, что, полагает Семин, связано с менталитетом заказчиков из госструктур и крупных компаний, но виртуальные решения могут стать востребованными уже в ближайшем будущем.